Пчелиный яд (апитоксин) является ядом животного происхождения. Он производится органами рабочих пчел и маток. У трутней нет ни ядовитых желез, ни жала. Жало имеется только у рабочих пчел и матки. У рабочих пчел жало служит органом активной защиты пчелиной семьи от врагов, а у матки оно исполняет двойную функцию — используется для того, чтобы умертвить соперницу и для откладки яиц. Стилеты жала расположены на конце брюшка, они связаны с ядовитыми железами — большой и малой. Впервые описал и зарисовал большую ядовитую железу у пчелы голландский натуралист Сваммердам И. (1738). В своей книге «Библия природы» он отмечал, что яд вырабатывается именно в этой железе; малую железу он не описал. Ее обнаружил лишь в 1841 году французский исследователь Дюфур, назвав ее смазочной железой.
После этих открытий в литературе появилось много сообщений о строении ядовитых желез и характере выделений яда у пчелы и у других перепончатокрылых жалящих насекомых (Эольмана А., 1863; Крепелин К., 1873; Карле М., 1890; Борда Л., 1895; Кожевников Г., 1890; Павловский Е., 1913 и др.).
Большая ядовитая железа состоит из длинной разветвленной трубки, в которой вырабатывается яд, и из грушевидного резервуара, где он собирается. Секрет большой ядовитой железы имеет «кислую» реакцию.
Малая ядовитая железа представляет собой коротенькую трубку, которая расположена у основания салазок и имеет «щелочную» реакцию. Основная часть яда выделяется большой железой и от ее кислого секрета зависит низкое рН яда. Малая ядовитая железа выделяет незначительное количество секрета, содержащего жиро-подобные вещества. Именно присутствием этих веществ объясняется ее смазывающее действие салазок жала.
В момент ужаления пчела высовывает из брюшка кончик своего жала, на котором выступает первая капелька яда. Когда пчела вонзила в кожу свое жало, мускулатура его начинает сокращаться и яд нагнетается в ранку. После отрыва жала, благодаря автоматическому сокращению мышц, весь запас яда изливается наружу, на что требуется время порядка нескольких минут. Отсюда следует, что для полного извлечения яда необходимо, чтобы жалящий аппарат был оторван от тела пчелы (Артемов Н. М., 1941).
Ган Т. (1939), Артемов Н. М. (1941) указали, что секреторная деятельность ядовитой железы зависит от времени года, возраста пчелы, ее питания и породы. Швейцарские ученые обнаружили, что первые весенние поколения пчел обладают наибольшим количеством яда и это количество уменьшается к осени, а зимой остается неизменным довольно продолжительный период. Они доказали, что пчелы, выкормленные без пыльцы, не вырабатывали яда. Ими показано, что количество яда и его качество различаются и в зависимости от породы (Форстер К. А., 1983). Солодухо И. Г., Черепанова Н. А. (1983) исследовали яды, полученные от пчел Краснодарского края, Эстонии и северных пчел (Горьковская, Пермская область) до и после очистки, фильтрации и лиофилизации. Они установили, что все исследованные образцы дают иммунологическую реакцию и почти не отличаются по иммунологической активности, и что разные образцы ядов-сырцов обладают примерно одинаковой гемолитической активностью.
Аутрум X., Кнейц X. (1959) и Мельниченко А. (1970) выяснили, что яд выделяется у пчелы со второго дня жизни, к седьмому дню в ядовитом резервуаре накапливается значительное количество яда. Оуэн М., Бридвуд А. (1976) установили, что основные компоненты для яда начинают появляться у пчелы только в возрасте 7 дней. По данным Мусаева Ф. Г. (1978) активное развитие ядовитых желез наблюдается у пчел 14-20-дневного возраста, максимальное накопление ядовитых пузырьков в возрасте 20-25 дней, у 1-дневных пчел яда в ядовитом пузырьке практически нет. Секреторная деятельность желез прекращается после 20 дней жизни пчел. У летних пчел (июльских) ядовитая железа и резервуар развиты лучше, чем у весенних (майских) и осенних (сентябрьских) пчел, и соответственно этому, изменяется количество яда в резервуаре.
Велих А. (1929) обнаружил прямую связь между злобливостью пчел и величиной их ядовитой железы. По данным Фирсова В. С. (1975) размер ядовитой железы связан с географическим происхождением пчел: пчелы северных пород имеют более длинную ядовитую железу, а южные — более короткую.
Мусаев Ф. Г. (1978) показал, что у 1-дневных украинских и кавказских пчел ядовитые железы по размерам очень близки, а у среднерусских пчел они несколько больше. В 14-дневном возрасте ядовитая железа лучше развита у среднерусских и украинских пчел, а у кавказских слабее. У кавказских пчел максимальное количество яда (7,9 мг) наблюдается в 25-дневном возрасте, тогда как у среднерусских — в 30-дневном (7,6 мг). Однако у среднерусских пчел даже в однодневном возрасте уже имеется 0,4 мг яда. У украинских пчел максимальное количество яда (7,1 мг) было собрано у пчел 14-30-дневного возраста. При ужалении в ранку проникает 0,1-0,5 мг пчелиного яда (Бонимон Ж. П., 1983).
По данным Мельниченко А. (1970) повторное наполнение ядовитого пузыря возможно у пчел летнего поколения в возрасте не старше 18-20 дней. У перезимовавших пчел (5-6 месячного возраста) частичное заполнение ядовитого резервуара возможно после его опорожнения. В то же время Аутрум X. и Кнейц X. (1959) указывают, что летние пчелы не в состоянии повторно образовывать новый яд.
Хорошо известные свойства пчелиного яда - вызывать боль, отек и покраснение в месте ужаления - связаны с его биологическим предназначением. Роль пчелиного яда сводится не только к тому, чтобы изгнать из улья неприятелей, но и не убивать их, в противном случае ухудшились бы зоогигиенические условия в улье.
Помимо этого пчелиный яд обладает способностью подавать «сигнал тревоги», который активизирует рабочих пчел при возникшей опасности. Летучие вещества, содержащиеся в яде, быстро достигают обонятельных рецепторов пчел, вследствие чего резко увеличивается агрессивность пчелиной семьи
«Технология получения пчелиного яда» Гиниятуллин М.Г., Салихов С.С. Рига 1991 г.